Рабочая программа воспитания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Можаров-Майданский детский сад
(МБДОУ Можаров-Майданский детский сад)
Принят
педагогическим советом
МБДОУ Можаров-Майданский детский сад
(Протокол №1 от 25.08.2023г.

Утвержден
Заведующим
МБДОУ Можаров-Майданский детский сад
Приказ№62. от 25.08.2023г.

Выписка из образовательной программы
дошкольного образования
МБДОУ Можаров-Майданский детскийй сад
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Рабочей Программы воспитания (п.29.2..ФОП ДО)
Цель и задачи воспитания
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах иправилах поведения;

2)
формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1)
содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2)
способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей
совести;
3)
создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка,
его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4)
осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направления воспитания п.29.2.2. ФОП ДО
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=176
Патриотическое воспитание
Цель патриотического воспитания - содействовать формированию у ребёнка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направлениявоспитания.
Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных
качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой
родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности,
ощущения принадлежности к своему народу
Патриотическое воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и
её уклада, народных и семейных традиций.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду,
семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой
родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела,
направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а
вдальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное воспитание
Цель духовно-нравственного воспитания - формирование способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному
поведению.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания.
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
Социальное воспитание
Цель социального воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье,
другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей.
Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива ребёнка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности
жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем
поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное
чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
Познавательное воспитание
Цель познавательного воспитания - формирование ценности познания.
Ценность - познание лежит в основе познавательного воспитания.
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка.
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребёнка.
Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение кмиру, людям, природе, деятельности человека.Физическое и оздоровительное
воспитание
Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими

навыками и правилами безопасности.
Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Физическое и оздоровительное воспитание основано на идее охраны и укрепления
здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности
и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Трудовое воспитание
Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Трудовое воспитание направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому
усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд
постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в
выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои
действия.
Эстетическое воспитание
Цель эстетического воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного
отношения к красоте.
Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения
творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения,
опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания п. 29.2.3. ФОП ДО
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=178
Деятельность педагогических работников нацелена на перспективу становления личностии
развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых
ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного
возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется,
так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования
не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к 3 годам)
Таблица.Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
№
Направление
Ценности
п/п
воспитания
1 Патриотическое Родина, природа
2

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,

Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность
к близким людям, бережное отношение к
живому
Способный понять и принять, что
такое

«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Человек, семья,
Испытывающий
чувство
Социальное
дружба,
удовольствия в случае одобрения и
сотрудничество
чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно
играть рядомс ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям
в общении
Познавательное Познание
Проявляющий интерес к
окружающемумиру.
Любознательный,
активный
в поведении и деятельности
Понимающий ценность жизни и
Физическое и Здоровье, жизнь
здоровья,
владеющий
основными
оздоровительно
способами укрепления здоровья е
физическая
культура,
закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное
поведение
и
другое;
стремящийся
к
сбережению
и
укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной
победе,
нравственные
и
волевые
качества
Труд
Поддерживающийэлементарный
Трудовое
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и
других видах деятельности
(конструирование,лепка,
художественный труд, детский дизайн и
другое)
Культура
и
Эстетическое
Проявляющий эмоциональную
красота
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве.
Способный к творческой
деятельности (изобразительной,
декоративно-оформительской,
музыкальной, словесно-речевой,
театрализованной и другое)
добро

3

4

5

6

7

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
Таблица.Портрет ребенка на этапе завершения освоения
Программы
№
Направления
п/п
воспитания
1 Патриотическое

Ценности
Родина, природа

2

Духовнонравственное

Жизнь,
милосердие,
добро

3

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

4

Познавательное

Познание

Целевые ориентиры

Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране
- России, испытывающий чувство
привязанности к родному дому,
семье, близким людям
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку.
Способный
не
оставаться
равнодушным
к
чужому
горю,
проявлять заботу.
Самостоятельно
различаю
щий основные отрицательные и
положительные человеческие качества,
иногда прибегая к
помощи
взрослого
в
ситуациях
моральноговыбора
Проявляющий ответственность за
свои
действия
и
поведение;
принимающий и уважающий различия
между людьми.
Владеющий
основами
речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий
слушать
и
слышать
собеседника,
способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками
на
основе
общих
интересов и дел
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность в самовыражении, в том
числе
творческом.Проявляющий
активноссть,
самостоятельнось,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных
видах
деятельности
и
самообслуживании.
всамо
Обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей

5

Физическое и
оздоровительное

Здоровье, жизнь

6

Трудовое

Труд

7

Эстетическое

Культура и
красота

Понимающий
ценность
жизни,
владеющий основными способами
укрепления
здоровья
занятия
физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика,
соблюдение
личной
гигиены
и безопасного
поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые
качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха
Понимающий ценность труда в семье
и в обществе на основе уважения к
людям
труда,
результатам
их
деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
привыполнении
поручений и в самостоятельной
деятельности
Способный
воспринимать
и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
Стремящийся
к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочей Программы воспитания п.29.3 ФОП ДО
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=182
Основные характеристики уклада ДОУ
Цель и смысл деятельности ДОУ, его миссия
Цель и смысл
деятельности ДОУ:

Миссия ДОУ:

Приобщение детей к базовым духовнонравственным
ценностям,
привитие
необходимых правил поведения, воспитание
воли, характера, формирование здорового
образа жизни.
Детский сад создан для того, чтобы
ребенок
рос
счастливым,
здоровым,
любопытным, эмоционально отзывчивым и
общительным.

Принципы жизни и воспитания в ДОУ
Наличие четкого распорядка жизни детского сада;
Создание и поддержание у ребенка положительного эмоционального отношения
кокружающим его людям;
Первостепенное значение примера воспитателя;
Повседневное упражнение детей в нравственных поступках;
Постепенное усвоение детьми конкретных умений, знаний, навыков;
Воспитание словом в сочетании с воспитанием в деятельности;
Приоритет воспитанию у детей трудолюбия;
Ласковое, заботливое отношение к детям в сочетании с разумной требовательностью кним;
Поддержание бодрого, жизнерадостного настроения детей;
Создание ситуации успеха для каждого ребенка;занятость ребенка содержательной
деятельностью (игра, труд, общение, познание,художественно-эстетическая деятельность,
активные движения).
Возможность выбора для ребенка вида деятельности;Забота о здоровье и всестороннем
развитии детей;
Признание того, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо
расти в атмосфере счастья, любви и понимания;
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Образ ДОУ, его особенности, символика, внешний имидж
Образ ДОУ
Особенности
ДОУ

Детский сад – дом игры, творчества, труда, общения, радостного
познания
мира.
Ключевые линии образовательного процесса:
комплексное и гармоничное развитие ребенка по всем
направлениям
– социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевоеразвитие; художественно-эстетическое
развитие; физическоеразвитие;
Региональные и муниципальные особенности
социокультурногоиприродного окружения:
социокультурное пространство сельской среды;
моноэтнический состав населения;
близость природного окружения (поля, лес);
культурное и историческое наследие, традиции:
- памятники истории и культуры (Памятник погибшим в годы
ВОВв честь 35 – летия Победы)
- народное декоративно-прикладное
исексство(Городецкие,хохломские деревянные игрушки, посуда);
- народные костюмы;
- народные праздники;
- народные игры;
- наличие современных производственных и
сельскохозяйственныхобъектов.
Использование инновационных образовательных технологий:
деятельностная технология духовно-нравственного воспитания
дошкольников;
проектная деятельность воспитанников по освоению культурного,
природного облика Пильнинского муниципального округа, его
экономики, социальной и духовной жизни людей;

Символика
ДОУ

Внешний
имидж

инновационные формы работы по эстетическому воспитанию
дошкольников; инновационные технологии здоровьесберегающего
воспитания; современные игровые технологии воспитания (квесты,
игры с использованием интерактивных технологий и др.);
современные коррекционные технологии:
арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, песочная терапия и
др. участие воспитанников вместе со взрослыми в социальных
акциях, движениях, волонтерских проектах;
использование воспитательного потенциала интернеттехнологий; активные, деятельностные формы консультирования и
просвещение родителей.
В части формируемой участниками образовательных
отношений в программе представлены методики и формы
организации воспитательной работы, предусматривающие:
воспитание любви к родному краю, к его истории и природе;
В учреждении реализуется парциальные
программы,направленныена эстетическое и духовно-нравственное
воспитание детей Программа «Приобщение детей к истокам
русской народнойкультуры»
Образовательная программа определяет новые ориентиры в
нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их
приобщении к истокам русской народной культуры.
Программа «Ладушки»
Основная задача программы «Ладушки» - введение ребенка в
мирмузыки с радостью и улыбкой. Эта задача, неся в себе суть
отношения педагога к ребенку, является девизом программы
«Ладушки».
Эмблемой детского сада является стилизованное
изображение солнца-круга с открытыми ладошками, на которых
сидят девочка имальчик.
Девиз / Речевка – Солнышко, сильнее грей. Всех друзей моих
согрей!Обо всём мы знать хотим, в детский сад скорей спешим!
Внешний имидж связан с представлением о ДОУ как об
организации, квалификация и опыт сотрудников которой
являются основой и гарантией для:
обучения и воспитания детей дошкольного возраста в
соответствии с современным уровнем знаний в области детской
психологии и педагогики;
всестороннего нравственного, умственного, физического,
эстетического развития детей;
подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе;
реализации всего комплекса необходимых мер по организации
питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Отношение к воспитанникам, их родителям ( законным
представителям), сотрудникам и партнерам ДОУ

Отношение к воспитанникам
и их родителям(законным
представителям)

Отношение к партнерам ДОУ

соответствует основным
принципам иусловиям, закрепленным
ФГОС ДО:
личностно-развивающий
и гуманистический
характер
взаимодействиявзрослых
(родителей
(законных
представителей), педагогических и
иныхработников ДОУ) и
детей;
уважение личности ребенка; содействие и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником (субъектом) образовательных
отношений;
сотрудничество ДОУ с семьей;
вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность
Строятся на признании того что детский
сад является открытой образовательной
организацией,
осуществляющей
взаимодействие
с
внешними
партнерами
в
интересах
наилучшего достижения целей и задач,
стоящих
перед
ДОУ.
Основными
принципами социального
партнерства
ДОУявляются:
заинтересованность
в
партнёрских
отношениях;равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
добровольность принятия сторонами
на себя обязательств;
реальность обязательств,принимаемых на
себясторонами;
обязательность выполнения договоров,
соглашений;
ответственность сторон за невыполнение
договоров, соглашений

.
Ключевые правила ДОУ
во всех действиях в отношении детей
Ключевое правило для работников
первоочередное внимание должно
уделяться наилучшему обеспечению
интересов ребенка
быть
ответственными
и
Ключевое правило для родителей:.
компетентнымиродителями, расширять и
активно применять в воспитании детей
педагогические, психологические и
медицинские знания
Ключевое правило для воспитанников расти и становиться лучше.

Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ
Традиции и ритуалы ДОУ:
Традиции
Содержание
в течение дня:
Воспитатель лично встречает родителей и
Утро радостных встреч
каждогоребенка. Здоровается с ними.
Выражает радость поповоду того, что они
пришли.
Перед началом дня воспитатель собирает
Утренний круг
детей в круг ипроводит утренние приветствия
(посредством игры,
стихов с действиями), определяя тему дня и
перечень занятий на текущий день.
«Разговорные
Минутки общения перед завтраком,когда
нужно настраиваться на тему дня, после
минутки»
дневной прогулки, перед сном, когда детям
необходимо успокоиться;вечером, в форме
рефлексии,
В конце дня воспитатель собирает детей в
Вечерний круг
круг дляподведения итогов прошедшего дня.
в течение года:
Поздравление именинников
В каждой группе принято поздравлять
именинников.Организуются музыкальные
поздравления, пожелания иподарки от детей.
Проводятся групповые и межгрупповые
Календарные и народные
мероприятия: досуги, праздники, акции,
праздники
флешмобыв соответствии с календарем
значимых дат.
Выставки совместного
Выставки рисунков и поделок. сделанных
творчества
руками детей, родителей и педагогов к
значимым датам.
к праздникам
Изготовление подарков сделанных руками
детей.
Совместные творческие конкурсы детей и
Совместные творческие конкурсы
родителей
детей и родителей
«Зимние забавы», «Папа может», «Что у
нас накухне»,
«Весна-красна» и др.
Уборка и озеленение территории
Трудовой десант
детского садасиламидетей, родителей и
педагогов.
Особые нормы этикета в ДОУ:
равное уважительное отношение сотрудников ДОУ ко всем детям, равное уважительное
отношение детей ко всем сотрудникам ДОУ,держаться в общении просто;
не подаваться изменениям в настроении;сдерживать негативные эмоции; быть неизменно
приветливыми;быть обязательными;
держать слово;
спокойно переносить отдельные неудобства;в любых ситуациях сохранять достоинство; не
придавать внимания мелочам;
больше делать, чем говорить;думать, прежде чем говорить.
Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОУ ДОУ ориентируется нато,
что развивающая среда учреждения должна быть:
комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными

возможностями здоровья) и педагогическим работникам;обновляемой и улучшающейся;
создающей условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей;
обеспечивающей высокое качество дошкольного образования, его доступность,
открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и
всего общества;
гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья
воспитанников.
Социокультурный контекст, внешняясоциальная и культурная среда ДОУ
Социокультурный контекст и внешняя среда ДОУ состоят в том, что детский сад
осуществляет свою деятельность в условиях сельского населенного пункта с его типичными
характеристиками:
относительно размеренный темп жизни;
культурные традиции, связанные с отдаленным прошлым и недавней историей;
тесные социальные контакты людей;
преобладание семей со средним или ниже среднего уровнем доходов; различный уровень
образования людей, их культурных запросов и интересов; поглощённость взрослых
повседневными делами и заботами;
По национальному составу большинство населения составляют русские. Русский язык,
таким образом, является основным. На нем говорят и представители других
национальностей и этнических групп.
Преобладающее вероисповедание – православие. Религиозные праздники отмечаются
наряду с государственными.
В развитии и воспитании детей большинство семей ориентируется на традиционные
ценности и представления. Вместе с тем, выбор методов и форм воспитания в семье часто
стихиен и не всегда осознается родителями. В этой связи, многие родители нуждаются в
психолого-педагогических, гигиенических и медицинских знаниях.
Как правило, родители готовы к сотрудничеству с воспитателями. Часть семей приводит
детей в детский сад, имея свои запросы и ожидания.
Детский сад учитывает названные особенности социокультурного окружения ДОУ в работе
непосредственно как с детьми, так и с их родителями (законными представителями).
Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда ДОО – это пространство, в рамках которого происходитпроцесс
воспитания.
Условия для формирования эмоционально- ценностного отношенияребенка к
окружающему миру, другим людям, себе
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-4 года
Младший дошкольный возраст – от двух до четырех лет – важный период в
нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно
формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения,
добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется:
возникает и развивается сюжетно-ролевая игра,
дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую
деятельность (на занятиях),
принимают участие в играх с правилами,
им даются первые трудовые поручения.
В первой и второй младших группах дети должны усвоить новые, более сложные для
них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со
сверстниками.

Одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является
формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная
отзывчивость, что позволяет успешно решать задачи воспитания добрых чувств и
отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель
поддерживал у детей положительное эмоциональное состояние: отзывчивость на его
предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У детей
воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
На четвертом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к
товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что нужно стыдиться
своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности,
уверенности в своих силах.
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность
в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность
является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. По отношению к детям от
двух до трех лет необходимо поддерживать чувство радости при общении со сверстниками,
при достижении хороших результатов. Вместе с тем, воспитатель учит детей замечать
нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми возрастает. Трехлетние дети
ужемогут быть хорошими товарищами. В этом возрасте воспитатель формирует у детей
умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о
новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.
В период от трех до четырех лет дети активно овладевают речью. Они начинают
разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное
развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность воспитатель использует для
знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно играть,
заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь
мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том,
что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что взрослые
заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо, (повар готовит обед, няня убирает
комнату и т.д.), что к труду взрослых надо относится бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и
формируются новые. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины,
выращивают хлеб, овощи и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о
малышах, помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируется
представление о правдивости: надо говорить правду, не лгать.
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное
эмоциональное отношение к окружающим его людям. При скупости эмоциональных
проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них,
их социальные проявления при этом слабо выражены, а отсутствие их задерживает
эмоциональное, речевое, умственное и физическое развитие детей.
Воспитателю не следует скупиться на ласку при общении с маленьким ребенком, но
ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной
требовательностью к ним, при которой у ребенка возрастает желание становится лучше,
поступать честно, как это обусловлено правилами общения между людьми.
Следует помнить, что малыши легче выполняют необходимые правила, когда у них
жизнерадостное настроение. Поэтому все то, что способствует поддержанию нормального
психического состояния ребят: соблюдение режима, хорошие взаимоотношения между
взрослыми, педагогом и детьми, интересная содержательная деятельность, составляет
существенное условие предупреждения кризисов.

Надо воспитывать у малышей доброжелательное отношение к окружающим. Опыт
показывает, что приветливый тон при обращении взрослых друг к другу и к детям создает
благоприятную атмосферу для того, чтобы приучать к этому малышей. Приветливый тон
взрослых составляет одно из важных методических средств в воспитании у детей доброго
отношения к сверстникам и взрослым.
4-5 лет
В воспитании детей пятого года жизни совершенно особое значение приобретает
требовательность. На этой ступени еще нельзя полагаться на сознательное управление
ребенком своим поведением, так как многое он еще не понимает, не умеет отчленить
положительный пример поведения от дурного, кое-что из того, что требуют взрослые,
забывает, кое-что делает вопреки этим указаниям, не считая их для себя обязательными.
Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, и задачи, поставленные перед
ребенком, выполнимы.
Прежде чем ребенку запретить что-то или дать указание что-то выполнить, следует
продумать целесообразность запрета, возможность выполнения указания. Предъявляя
требования, следует помнить о соблюдении известной последовательности, идя от легких
задач ко все более и более сложным, при выполнении которых детям понадобится проявить
определенные усилия.
Серьезным препятствием в выработке у детей навыков и привычек культурного
поведения, правильных взаимоотношений со сверстниками является отсутствие
постоянства требований. Между тем как именно постоянство воздействий создает
предпосылки для формирования привычек, и ребенок уже многое может сделать без
напоминаний и дополнительных указаний педагога.
В требованиях к ребенку всегда должно заключаться указание того, что нужно
сделать: убрать строительный материал на место, вымыть руки после занятий лепкой. При
этом условии дети утверждаются в необходимости выполнить требуемое, а указания,
идущиеот запрета, пробуждают детский негативизм.
Следует помнить и еще одно важное условие – требования должны предъявляться в
доброжелательном тоне и выражать уверенность в том, что ребенок справится с
поставленной перед ним задачей. Старания ребенка непременно надо поощрять.
Так же как и на предшествующей возрастной ступени, воспитание нравственных
чувств является важнейшей задачей, но у детей пятого года жизни чувства проявляются
более активно и выражаются в сопереживании по поводу радости и огорчения сверстников, в
стремлении прийти на помощь, в желании и готовности сделать хорошее для других.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является
формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: вежливое, внимательное
отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного,
помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких.
Для успешного решения задач нравственного воспитания следует продумать такую
организацию быта, при которой взрослые работают слаженно и четко, в детском саду
установлен мажорный настрой, приветливый тон, требовательность сочетается с
готовностью прийти на помощь ребенку.
Наряду с другими методами воспитания уважения к взрослым, привычки проявлять
вежливость педагоги используют показ иллюстраций, на которых изображены различные
бытовые ситуации, а также чтение или рассказывание литературных произведений.
5-7 лет
В старшем дошкольном возрасте повышается воспитательное значение занятий.
Педагог использует занятия для формирования у детей моральных представлений о
высоких человеческих качествах (трудолюбии, дружбе, коллективизме, доброте,
справедливости, честности, скромности). В системе занятий более широкими по тематике
становятся этические беседы. При этом широко используется художественная литература.
Обсуждая с детьми соответствующее произведение, воспитатель стремится донести до их

сознания основной смысл, идею рассказа или сказки; научить их разбираться в мотивах
поступков героев, персонажей художественного произведения, справедливой оценке образа;
определять и высказывать свое отношение к героям, к событиям, о которых идет речь в
рассказе; формировать у детей обобщенные и дифференцированные этические
представления; научить ребенка соотносить полученные представления с опытом своей
жизни, сравнивать, сопоставлять различные поступки окружающих людей и героев
художественных произведений.
Эмоционально окрашивают занятия рассказы воспитателя. Рассказ может
предшествовать беседе, служить началом ее, обобщением либо концом.
Планирую занятия по формированию представлений детей о явлениях общественной
жизни, надо использовать наиболее целесообразный способ – тематический, например,
«Наша Родина – Россия», «О труде в городе и на селе», «Родная природа», «Праздник
Победы» и др. При этом воспитатель должен обратить внимание на два важных момента:
занятия по разным темам должны быть связаны между собой и обусловливать
разнообразную деятельность детей. При этом задачи по формированию представлений,
развитию связной речи, обогащению словаря и др. не должны ни в коей мере отодвигать на
второй план решение нравственных задач.
Условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка
всоответствии с традиционными ценностями российского общества
2-4 года
Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста осуществляется в
первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловлено тем, что большая часть времени в
соответствии с режимом дня отводится на различные процессы, связанные с
удовлетворением жизненных потребностей малышей. Повседневные действия, которые
многократно совершают дети, умываясь, одеваясь, понятны им, доступны для выполнения;
тождественные условия позволяют сравнительно быстро закрепить приобретенные навыки,
которые в свою очередь оказываются очень важными для воспитания у малышей
самостоятельности, навыков культуры поведения.
Воспитание культуры поведения в первой младшей группе предусматривает обучение
им каждого ребенка в отдельности, так как конкретность восприятия мешает малышу
отнести к себе указания, направленные ко всем детям.
Взрослый заботится, чтобы дети не оставались равнодушными к неудаче товарища,
учит их сочувствовать, выражать готовность помочь. Сначала малыши проявляют
сочувствие по предложению воспитателя и делают это иногда неосознанно. Но
систематическая работа приводит к тому, что дети начинают понимать, как можно проявить
внимание, как выразить благодарность. Если педагог не проходит мимо фактов проявления
детьми внимания, хвалит их, объясняет что это хорошо, у ребят развиваются и крепнут
нравственные чувства.
Воспитатель подсказывает малышу, как он может проявить заботу о близких:
«Когда бабушка отдыхает, ты не мешай ей, а играй тихо». Или: «Мама моет посуду, а ты
помоги ей убрать ложки в шкаф, повесить на место полотенце, фартук».Для формирования у
детей привычки заботиться друг о друге взрослый привлекает ребенка к оказанию помощи
товарищам. При этом нужно не просто давать указание: «Подай Ксюше мяч», а лучше
говорить так: «Посмотри, у всех ли детей есть мячи». Подобный совет побудит ребенка
подумать, что он должен сделать.
Навыки вежливо обращаться с просьбой к сверстнику, благодарить за услугу,
уступать место у крана, вешалки для полотенец и др. можно сравнительно легко воспитать у
детей уже к трем годам, если педагог с первых дней пребывания малышей в группе
познакомит их с определёнными правилами, научит соблюдать их. Указания воспитателя, а
также совместные наблюдения за положительными поступками других детей, поощрения

способствуют формированию привычек культурного поведения (вежливости и др.),
помогают выполнению и закреплению необходимыхправил взаимоотношений.
Усилия педагога направляются также на использование разных видов игр для
формирования у малышей добрых чувств к сверстникам, правильных взаимоотношений.
Дети включаются в сюжетно-ролевую игру: они изображают быт семьи, детского
сада, виденное на улице, а иногда и эпизоды сказок. Чтобы использовать игру в целях
нравственного воспитания, педагог прежде всего способствует усложнению ее содержания:
обогащает представления детей, дает им новые игрушки и материалы.
Воспитатель способствует развитию игры подбором игрушек. Если, например, куклы
у детей только едят и спят, то он предлагает игрушечное пианино, чтобы куклы организовали
праздник, стали петь и танцевать.
4-5 лет
Дети, посещающие детский сад, к четырем годам накапливают определенный опыт,
который важно учитывать педагогу. Прежде всего это опыт общения со сверстниками, опыт
выполнения нормативных требований педагога, которые одинаковы для всех детей. Это
опыт совместных переживаний – общая радость, общие заботы, а иногда огорчения,
возникающие у малышей по разным поводам. Это опыт совместной трудовой деятельности
(уборка групповой комнаты, участка, уход за огородными культурами), требующей от детей
умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Дети на четвертом году
жизни приучаются дружно играть вместе, поддерживать игровой замысел друг друга,
пользоваться общими игрушками.
Относительно большая самостоятельность детей к началу пятого года жизни
позволяет изменить характер педагогического руководства детской деятельностью,
предоставлять некоторым группам детей лишь материал для игр, полагаясь на их умение
самостоятельно строить взаимоотношения и развивать содержание игр (однако не следует
переоценивать эти возможности детей, особенно в первой половине года: их достижения в
самоорганизации еще неустойчивы и детская деятельность требует пристального
вниманиясо стороны воспитателя).
Предпосылками для развития устойчивого морального поведения, формирования
начал коллективных взаимоотношений являются постоянство педагогических требований
детского сада и семьи, постоянное воздействие положительного примера взрослых.
Для развития положительных взаимоотношений очень важно предоставлять детям
возможность активно проявлять себя в разнообразной деятельности: много и содержательно
играть, ежедневно трудиться, с интересом участвовать в занятиях. Именно содержательная
деятельность, в которой детям постоянно приходится договариваться, согласовывать
сои намерения с другими, уступать друг другу, формирует первый опыт коллективных
взаимоотношений, создающих основу нравственного облика ребенка.
Руководя деятельностью ребенка, необходимо ставить пред ними определённые
задачи, требующие не только индивидуальных, но и согласованных усилий.На пятом году
жизни детей нужно приучать оказывать помощь взрослым. Сначала дети делают это по
просьбе воспитателя, и он каждый раз положительно оценивает такую помощь. Позже, при
систематической работе с детьми, они будут оказывать такую помощь и по собственной
инициативе.
При воспитании внимания и уважения к старшим педагог не ограничивается
словесными назиданиями, а побуждает к определенным действиям. Поведение детей
организуется таким образом, чтобы они имели возможность доставить радость, удовольствие
взрослым своим вниманием к ним, проявлением заботы. Например, воспитатель,
работающий в первую смену, подсказывает детям во время прогулки нарвать букетик цветов
для педагога, который придет во вторую смену, и поставить ей на стол.
Знакомя детей с бытовыми правилами, воспитатель должен объяснить само правило,
показать способы его выполнения и раскрыть ребенку его нравственный смыл. Например,
выполнение правила «вытирать ноги о коврик при входе в детский сад» помогает

поддержанию чистоты в помещении и облегчает труд уборщиц.
Одной из самых ответственных задач, стоящих перед педагогом средней группы,
является воспитание у детей желания и умения трудиться, составляющих основу
формирования важного нравственного качества – трудолюбия.
Воспитателю следует иметь в виду, что участие детей младшего и среднего
дошкольного возраста в труде еще не является столь планомерным, как на старшей ступени.
В этой связи нужно определить формы сотрудничества взрослого и ребенка при выполнении
общей работы. Особое значение приобретают трудовые поручения. Это именно та форма
организации детской деятельности, которую наиболее эффективно может использовать
педагог в трудовом воспитании детей данного возраста. Важно, чтобы выполненное
поручение было оценено педагогом, только при этом условии оно будет иметь
воспитательное значение.
Если на предшествующей возрастной ступени основными видами труда является
самообслуживание и отдельные трудовые поручения, то в средней группе главное внимание
уделяется труду, направленному на общую пользу. Наиболее доступной формой такого труда
для детей данного возраста являются дежурства. Во втором полугодии все большее место
начинает занимать регулярный труд в природе.
Продолжается воспитание ребенка в игре. Целесообразно ставить ребенка в
определенные игровые ситуации. Например, в играх в «самолет», «автобус», «пароход» дети
с выразительной ситуацией обращаются к пилоту, шоферу, капитану, чтобы их покатали на
автобусе, пароходе, а педагог не упустит возможности поощрить детей, заметив «Конечно,
если так вежливо просят, капитан возьмет на пароход 5-6 человек и покатает их».
Важные задачи нравственного воспитания можно решать путем влияния на сюжеты
бытовых игр, например, «Мамин праздник», «Поездка семьи на поезде». В этих играх дети
изображают уход взрослых за маленьким ребенком, день рождения мамы, праздники в семье
и др. Все эти игры отличаются гуманистической направленностью, способствуют
формированию у детей уважения и любви к членам семьи, отзывчивости, доброты,
заботливости и др.
Важно расширять игровые интересы детей, делать содержание игр разнообразным,
например, включать сюжеты, связанные с работой людей разных профессий – шофера,
машиниста, консультанта в магазине, доктора, воспитателя, строителя, садовника, моряка.
Игры обогащаются яркими проживаниями, связанными с государственными праздниками,
радостными событиями в семье.
В процессе игры воспитатель может использовать различные приемы воздействия на
поведение детей: напоминания, советы, вопросы. Иногда воспитатель берет на себя
определенную роль.
5-7 лет
Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций,
побуждающих детей поступать правильно. Важно наличие определенных обязанностей,
которые дети должны выполнять систематически. Если в средней группе детям дают, как
правило, эпизодические поручения, то в старшей группе они превращаются в постоянные
(уборка кукольного уголка, уголка природы, подготовка к занятию и др.).
Воспитатель, осуществляя контроль за деятельностью ребенка, стимулирует
проявление и упрочение волевых качеств: доведение дела до конца, инициативность,
преодоление трудностей и т.п.
Особое внимание воспитатель обращает на осознанность и обязательность
выполнения правил детского сада. В старшей группе закрепляется необходимость
выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Очень важно помочь
увидеть ребенку влияние своего поведения на благополучие всей группы: «Не убрал
игрушки – задержал начало занятия», «Насорил во время еды – проявил неуважение к няне и
дежурным».
Со стороны воспитателя не исключены и даже обязательны серьезность, строгость,

категоричность замечания тогда, когда ребенок плохо поступил. В каждом конкретном
случае педагог ищет причину неправильного поведения ребенка, выяснить, случайна,
незначительная она или здесь серьезное упущение воспитания. Индивидуальны при этом
будут и меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение, порицание.
Но надо помнить, что дети болезненно реагируют на любое резкое слово, грубо
сделанное замечание, даже если по содержанию оно и верно. Поэтому очень важно, чтобы
ребенок понял, почему получил замечание.
Метод убеждения наиболее эффективен в воспитании послушания и преодоления
упрямства, однако он должен использоваться «не мимоходом», не в тот момент, когда
ребенок находится в состоянии возбуждения.
Условия для становления самостоятельности, инициативности и
творческоговзаимодействия в разных детско - взрослых и
детско- детских общностях,
включая разновозрастное детское сообщество.
2-4 года
В основе формирования самостоятельности лежит овладение отдельными
действиями в труде по самообслуживанию. Осуществляя заботу о ребенке, воспитатель
всемерно поощряет все проявления самостоятельности. Прежде всего он обдумывает, как и в
чем дети могут ее проявить, как найти правильное соотношение между прямым обучением
ивоспитанием этого качества.
Организуя игровую деятельность, воспитатель поощряет ребенка, который может сам
найти нужные ему игрушки и материалы, расположиться с ними на ковре или за столом,
придумать игру и быть занятым ею в течение 20-30 минут.
Нередко в осуществлении замысла ребенок сталкивается с серьезными для него
затруднениями: отыскать и приспособить нужные для игры вещи, переделать постройку,
потому что она оказалась неудобной. Преодоление этих затруднений сначала с помощью
воспитателя, а потом и самостоятельно развивает у малыша настойчивость, привычку не
отступать перед трудностями. Одновременно осуществление замысла повышает веру в свои
силы, доставляет большое удовлетворение. Возможность активно, самостоятельно
действовать, осуществлять свои намерения приводит к тому, что игра постоянно
сопровождается радостью.
Давая поручение, воспитателю необходимо обращать внимание ребенка на
полезность его деятельности.
4-5 лет
Одно из первых правил, которое усваивают дети в средней группе, предусматривает:
«Все, что можешь, делай сам».
Необходимо научить детей поддерживать порядок в группе, замечать нарушения и
устранять их или сообщать об этом взрослому. К концу первого полугодия все дети должны
усвоить правило «Каждой вещи – свое место».
Развивающая самостоятельность детей перестраивает характер их взаимоотношений
со взрослыми: дети начинают реже обращаться с просьбами о помощи при одевании,
раздевании и т.п., активнее организуют совместные игры и в ходе их ставят перед
воспитателем вопросы, обнаруживающие возникновение познавательных интересов, что, как
известно, является важнейшим условием формирования личности.
5-7 лет
В целях развития самостоятельности воспитатель должен учить детей правильно,
целесообразно организовывать свой труд. Важно предоставлять детям возможность
самостоятельной индивидуальной работы кратковременного характера, затем переходить к
постепенному выполнению заданий более длительных по времени.
В процессе трудовой деятельности у ребенка развивается умение ставить цели,

планировать работу, доводить ее до конца, т.е. создается основа для воспитания
самостоятельности и целенаправленности.
Важнейшее условие развития самостоятельности – отсутствие излишней опеки со
стороны воспитателя. При решении трудной задачи можно помочь ребенку, разделив
выполнение работы на части.
Общности ДОУ Профессиональное сообщество
цели – осуществление на высоком профессиональном уровне образовательной деятельности
по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за
детьми, соответствующий задачам охраны и укрепления здоровья воспитанников;
ценности – ребенок, его жизнь, здоровье, полноценное воспитание и развитие; особенности
организации – совместная деятельность в соответствии с четким определением
обязанностей и ответственности;
роль в процессе воспитания детей – воспитание примером, словом, включением детейи
взрослых в различные виды деятельности.
Профессионально-родительское сообщество
цели – забота о нравственном и физическом здоровье детей;
ценности – ребенок, его жизнь, здоровье, полноценное воспитание и развитие; особенности
организации – сотрудничество, обучение, включенность родителей в непосредственно
образовательную деятельность;
роль в процессе воспитания детей – согласование целей, задач, содержания, форм и
методов воспитания и обучения детей;
Детско-взрослая общность
Цели – организация совместной интересной и полезной деятельности.
ценности – духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе
правила и нормы поведения;
особенности организации от совместно-разделенной деятельности к самостоятельной и
от самостоятельной – к взаимопомощи, поддержке, сотрудничеству;
роль в процессе воспитания детей создание условий для активности,самостоятельности,
инициативы.
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей
Разновозрастное взаимодействие детей обеспечивается проведением совместных
(общих для ДОУ) праздников, событий, творческих конкурсов.
Старшие дети привлекаются в посильных для них формах к оказанию помощи
младшим (во время осуществления режимных моментов, на прогулках и т.д.). Кроме того,
дети старшего дошкольного возраста участвуют в постановках спектаклей, разыгрывании
сюжетов сказок и рассказов для малышей. Организуются игры с участием в них детей
разного возраста.
В ДОУ созданы разновозрастные группы.
Задачи воспитания в образовательных областях
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО. (п. 29.3.4 ФОП ДО).
Формы совместной деятельности в ДОО (п.29.3.5 ФОП ДО)
Три основные формы совместной деятельноси в ДОО:

работа с родителями;

собятия образовательной организации;

совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников является одним
из ключевых условий эффективности воспитания.

Направления деятельности по работе с семьями:
1)
знакомство с семьями, социальный мониторинг семьи (анкетирование,
интервьюирование, опросы, беседы, тренинги);
2)
информирование родителей о содержании Программы, о партнерском характере
взаимодействия при ее реализации (лекции, семинары, практические занятия, родительские
собрания, наглядная информация, консультации, раздел для родителей на сайте учреждения,
создание группы в социальных сетях);
3)
включение родителей в совместную деятельность (включение родителей (семей,
законных представителей) в образовательные ситуации: совместные праздники, открытые
занятия, домашние заготовки для реализации творческих проектов; репетиции и экскурсии
с детьми, использование домашних наблюдений по развитию детской инициативы и творческих
способностей, экскурсии по темам программы, прогулки);
4) совместная деятельность по образовательным областям

Например, в области физического развития: совместная с семьей педагогическая
деятельность по положительному отношению к физической культуре и спорту; по
формированию привычки к ежедневной утренней гимнастики, стимулирование двигательной
активности ребенка. Ознакомление родителей с системой профилактики заболеваний,
медицинского наблюдения и контроля, закаливания дошкольников и т.д. Методическая
поддержка по физическому развитию детей на разных возрастных этапах. Проведение
совместных спортивных досугов, соревнований.
Групповые формы работы:
родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей;
педагогические гостиные, посвященные вопросам воспитания, мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;
родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем
воспитания детей дошкольного возраста;
взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на сайте учреждения,
посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные
консультации психологов и педагогов.
Индивидуальные формы работы:
работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка дошкольного возраста.
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случаевозникновения
острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.участие родителей (законных
представителей) и других членов семьи дошкольникав реализации проектов и мероприятий
воспитательной направленности; индивидуальное консультирование родителей (законных
представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и
семьи.
События ДОУ
Проекты воспитательной направленности
Программа предусматривает
реализацию следующих проектов воспитательной
направленности:
проекты, формирующие уважение к своей семье, родному краю, своей стране; проекты,
способствующие формированию ценностного отношения к культурному наследию своего
народа, к нравственным и культурным традициям России;
проекты, направленные на воспитание социальных чувств и навыков: способности к
сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила,
активной личностной позиции.
В ДОУ используется методика организации проектной деятельности дошкольников,
представленная в следующих пособиях:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-- Синтез,

2015.
Праздники
Перечень праздников, проводимых в детском саду, соответствует Примерному
перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном
плане воспитательной работы в ДОО (п. 36.4 Федеральной программы).
В ДОУ используются содержание и методика проведения государственных и
народных праздников, а также мероприятий, посвященных памятным датам России,
представленные в следующих пособиях:
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду 3-7 лет. М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. URL: https://elenaorehoncova.ucoz.ru/Zacepina_M- BibliotekaprogPrazdniki_I_Razvlecheniy.pdf.
Общие дела
Общие дела – это главные традиционные общие дела ДОУ, в которых принимает
участие большая часть воспитанников и которые планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников,
отмечаемых в ДОУ, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для
дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
общению, ставят детей в ответственную позицию к происходящему в ДОУ.
Введение ключевых дел в жизнь ДОУ помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
Вне образовательного учреждения:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование
окружающего ДОУ социума;
участие во всероссийских акциях и проектах.
На уровне ДОУ:
общие праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все группы детского сада; торжественные
ритуалы посвящения, связанные с переходом воспитанников в
следующую возрастную группу, символизирующие приобретение ими новых
«социальных статусов» в дошкольном учреждении и развивающие образ Я ребенка; церемонии
награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное
участие в жизни детского сада, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ;
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне групп:
участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ;На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из
возможных для него ролей;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и проведения ключевых
дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими дошкольниками, с
педагогами и другими взрослыми;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков участия в
общих делах;
при необходимости коррекция поведения ребенка, в том числе посредством
включения его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим

примером для ребенка.
Воспитание в режимных моментах Свободная игра
Свободная игра – это создание воображаемой ситуации, в которой дети реализуют
собственный замысел: сами выбирают материалы, придумывают сюжет и берут на себя роли,
выбирают партнеров и т.д. – одним словом, самостоятельно решают во что, как и с кем
играть. Конечно, взрослый может участвовать в свободной игре, но только на правах
партнера, а не диктовать детям свои идеи и правила, разрушая замысел детей. Роль
взрослого, принятого детьми в свою игру, – при необходимости обогатить ее, то есть
незаметно «вбросить» свежий поворот сюжета, расширить опыт детей нужной им для игры
информацией, побыть в роли «непонимающего» или «неловкого», чтобы дети помогли,
объяснили, сопереживали.
Задачи педагога:
создавать условия для детских игр (время, место, материал);развивать детскую игру;
помогать детям взаимодействовать в игре;
не вмешиваться в детскую игру, давая детям проявить себя и свои способности.
Ожидаемый образовательный результат:
всестороннее развитие детей (физическое, речевое, социально-коммуникативное,
познавательное, художественно-эстетическое);
развитие детской инициативы; развитие умения соблюдать правила;развитие умения
играть различные роли;
развитие способности взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать
конфликты;
В игре ребенок находит друзей, формируются нравственные чувства.
В ДОУ используется методика организации свободной игры, представленная в
следующих пособиях:
1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста
2-3 года. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа 3-4 года
М.:Мозаика-Синтез,2014
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа 4-5 лет
М.:Мозаика-Синтез,2014
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа 5-6 лет
М.:Мозаика-Синтез,
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Подготовительная к школе группа
5-7лет М.: Мозаика-Синтез
Свободная деятельность детей
Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия
ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в
утренний отрезок времени и во второй половине дня. Все виды деятельности ребенка в
детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
самостоятельные
сюжетно-ролевые,
режиссерские
и
театрализованные
игры;развивающиеи логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;самостоятельная деятельность в
книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать
ряд общих требований:

развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению
новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое
дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих
небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал
раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать
вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях в ДОУ относятся:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;разучивание и
исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки; рассматривание и
обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций,
мультфильмов;
организация
выставок
(книг,
репродукций
картин,
тематических
или
авторских,детскихподелок и тому подобное),
экскурсии
(в
музей,
в
общеобразовательную
организацию
и
тому
подобное),посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт,похвала,
поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОУ:
государственные символы Российской Федерации – Государственный флаг и
Государственный герб, символы Нижегородской области и Пильнинского муниципального
округа;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОУ:
элементы оформления, связанные с историей, культурой, традициями Нижегородской

области
компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность ибезопасность:
книги, картины, постеры, элементы оформления помещений, материалы для игр;
компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной
деятельности:
пространство и оборудование для общения, игры и совместной деятельности;
компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей:
книги, картины, постеры, элементы оформления помещений, материалы для игр;
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие
красоту
знаний,необходимость научного познания, формирующие научную картину мира:
материалы для занятий, игр, познавательной деятельности, книги, картины, постеры;
предметы и изображения, способствующие познавательному направлению
воспитания.
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а
также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
материалы и оборудование для организации трудовой деятельности, книги, картины,
постеры, элементы оформления помещений;
элементы оформления, отражающие ценности труда в жизни человека и государства –
портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий, а также
результаты труда воспитанников, в том числе поделки, сделанные своими руками игрушки,
макеты и пр. (трудовое и эстетическое воспитание);
компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
материалы и оборудование - для – организации физкультурной и оздоровительной
деятельности, книги, картины, постеры, элементы оформления помещений; наглядные
пособия, рисунки и др., посвященные здоровому образу жизни, демонстрирующие правила
гигиены, значение закаливания, физических упражнений;
компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа:
произведения живописи, графики, предметы декоративно-прикладного искусства народов
России;
элементы оформления,отражающие историю и культуру России,знакомства с
особенностями традиций многонационального российского народа.
Социальное партнерство (п.29.3.7 ФОП ДО)
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров в проведенииотдельных мероприятий
(дни открытых дверей, государственные и региональные, праздни
торжественныемероприятия и тому подобное);
участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий иакций
воспитательной направленности;
реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.
Особенности воспитательно-значимого взаимодействия с социальнымипартнерами:
системность;
длительность;
договорной характер.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Рабочей программы воспитания п.29.4. ФОП ДО
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=189

Кадровое обеспечение рабочей программы воспитания
Обеспечение необходимых кадровых условий осуществления воспитательной
деятельности предусматривает:
повышение квалификации или профессиональную переподготовку педагогических
работников по вопросам осуществления воспитательной деятельности (для каждого
работника не реже чем один раз в три года);
реализацию воспитателями, другими педагогическими работниками планов
самообразования в части повышения воспитательной компетентности.
Должностные инструкции педагогических работников включают обязанности по
организации воспитательной деятельности.
Нормативно-методическое обеспечение
Для реализации программы воспитания ДОУ рекомендуется использовать
практическое руководство "Воспитателю о воспитании",
https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmyvospitaniyadoo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/
Нормативно-правовым обеспечением реализации Программы воспитания являются:
- Программа развития МБДОУ Можаров-Майданский детский сад
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ МожаровМайданский детский сад

- Должностные инструкции педагогических работников;
- Договора с родителями обучающихся;
- Договора о сетевом взаимодействии с социальными партнерами.
Условия работы с особыми категориями детей п.29.4.3 ФОП ДО
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=189
Обязательная часть
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия
(отсутствия) у ребенка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат традиционные ценности
российского общества.
Однако, инклюзия подразумевает готовность образовательной системыпринять
любого ребенка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития (п. 29.4.3.1.ФОП ДО)
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с
особыми образовательными потребностями, с учетом необходимости развития личности
ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе

социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой
категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности,
охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и
образовательных потребностей ребенка; речь идет не только о физической доступности, но
и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила
должны быть понятны ребенку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (п.29.4.3.2. ФОП ДО).
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=190
Требования к условиям работы с особыми категориями детей вчасти, формируемой
участниками образовательных отношений.
На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
разделяются всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред:событийная воспитывающая среда ДОО
обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы
жизнидетского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность
демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско- родительских группах
обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих
дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка
обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует
личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная
организация обеспечивает переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и
свободы в коллективе детей и взрослых.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».